Заключение

На наших сегодняшних знаменах написано: «Гуманизация школы». Воплотится ли идея гуманизации в жизнь или разделит судьбу многих прекрасных, но далеких от реальности лозунгов? Это зависит от того, как мы будем ее воплощать. Если это будет очередная кампания, она прошумит, как дождь, и пройдет, а прекрасный лозунг уступит место новому, не менее прекрасному лозунгу. И только если гуманизация будет осуществляться на основе прочной базы научных знаний о человеке, она может стать реальностью.

Гуманизация образования невозможна без опоры на психологическую науку.

В странах Европы специалисты-психологи введены в штат детских садов и школ. Нам этого придется ждать долго. Но независимо от организации специальной психологической службы каждый человек, работающий в системе народного образования, должен обладать определенным кругом психологических и даже психотерапевтических знаний. Без этого невозможно ни создание оптимальных учебных курсов, ни практическая организация учебного процесса, обращенного к личности ученика и дающего возможность для ее полноценного развития.

В активный педагогический багаж учителя-гуманиста должны входить знания о становлении и развитии личности как в благополучном, так и в неблагополучном вариантах, о стрессах и детских психотравмах, о причинах детской беспомощности и ее преодолении, о механизмах психологической защиты, об истоках детской и подростковой агрессивности и о возможности ее использования «в мирных целях».

Учителю нужны знания о закономерностях мышления, памяти, внимания, воображения, речи, о характерных трудностях в их развитии и о путях преодоления этих трудностей; о творческих способностях и возможности их развития.

А главное — учителю необходимо владеть активными методами обучения, которые создают творческую, способную к поиску личность.

Вернемся к заглавию нашей книги — «Мозг. Обучение. Здоровье». Здоровье сегодняшних детей — и физическое, и психическое, и нравственное — один из самых больных вопросов школы. Все изъяны своего здоровья школьники унесут во взрослую жизнь, и это во многом определит наш будущий нравственный климат.

Вопросы воспитания здорового человека — сфера деятельности не только врачей и преподавателей физической культуры. На здоровье растущего человека оказывает влияние вся совокупность методов обучения. Переход от вербального «левополушарного» обучения к такому, которое рассчитано на гармоническую работу обоих полушарий, в итоге должно привести к гораздо более высокому уровню развития практического мышления, эстетического восприятия и творческого отношения к миру, а следовательно, созданию гораздо более психически полноценной личности. Обучение, приучающее детей к постоянной активности, даст «на выходе» не слабого человека, ломающегося физически и психически при неблагоприятных обстоятельствах, не инфантильного потребителя, не пассивного исполнителя, не человека, бегущего от реальности, а деятельного, ищущего, борющегося человека, чья воля к преодолению сильнее неблагоприятных условий, болезней и бед.

Тип такого человека с поразительной ясностью отчеканен в стихотворении Редъярда Киплинга, обращенном к сыну (перевод С. Маршака).

Если…

О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью.
Но и святым себя не назовешь, —
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым в сущности цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова —
Без прежних сил — возобновить свой труд, —
И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «держись!» —
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, —
Земля — твое, мой мальчик, достоянье,
И более того, ты — человек!

Итак, гуманизация школы должна привести к тому, что из нее будут выходить сильные, активные, здоровые люди. Но хочется и еще одного — чтобы это были счастливые люди. Ученик, осознает мир и свое отношение к нему в большей степени в школе и через школу. Свое отношение к миру он во многом перенесет из школьной жизни во взрослую. И если дети будут счастливы в школе, они пронесут этот эмоциональный заряд через всю жизнь, как бы эта жизнь ни сложилась. Недаром наши лучшие педагоги старались создать атмосферу бодрости, радости, жизнелюбия в своих школах.

Мы сегодня знаем далеко не все, что нужно, чтобы нелегкий учебный труд делал детей счастливыми. Чем больше наука будет проникать в скрытые процессы мышления и творчества, тем более умело и уверенно школа будет воспитывать в детях жажду знаний, стремление к открытиям, любовь к активному умственному труду. Но и с тем, что наука и педагогическая практика знают сегодня, творчески работающий учитель может сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств — радостью познания, которая прекрасна и сама по себе, и как важное условие нравственного и физического здоровья подрастающих поколений.